Порядок обжалования

Судебный и административный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области, подведомственных организаций и должностных лиц

1. Оспаривание нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области, подведомственных организаций, должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации

         Гражданин, организация вправе оспорить нормативный правовой акт комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области, решение, действие (бездействие) комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области, подведомственных ему организаций, должностных лиц, государственных служащих, если считают, что принятым нормативным правовым актом, действиями (бездействием) нарушены их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.

         В соответствии со статьей 1 КАС РФ Верховный суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

1)    об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

2)     об    оспаривании    решений, действий (бездействия) органов 

государственной власти, должностных лиц, государственных служащих;

3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Согласно требованиям статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

Главой 21 КАС РФ закреплены требования к производству по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов.

Правила предъявления административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 208 КАС РФ.

Главой 22 КАС РФ закреплены требования к производству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных служащих.

Правила предъявления административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями,  должностного лица, государственного служащего установлены  статьей 218 КАС РФ.
         Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа государственной власти, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

 

2. Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         В  соответствии  со  статьей  197  Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее – органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными  главой 24 АПК РФ.
         Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

         Статьей 198 АПК РФ закреплено право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными.   

         Указанной статьей предусматривается следующее.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
         Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.    Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

         Статьей 199 АПК РФ установлены требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Порядок судебного разбирательства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, правила принятия решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, а также требования, которым такое решение должно соответствовать установлены статьями 200 и 201 АПК РФ.

 

3. В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Порядок подачи жалоб и их рассмотрение установлен Главой 6 Закона № 44-ФЗ.